Одно из самых гениальных изобретений человечества - колесо. Оно использовалось для транспортировки
грузов ещё 5000 лет назад. Хорошо известно, что несравненно легче везти груз на тележке, чем тащить его.
Сила F1, затрачиваемая для скольжения груза, гораздо больше силы F2, необходимой
для того, чтобы его катить. При скольжении участки тела смещаются вдоль поверхности соприкосновения и
вместо разорванных связей постоянно образуются новые. Когда колесо катится без проскальзывания по
поверхности, молукулярные связи разрываются при подъеме участков колеса быстрее, чем при скольжении.
Поэтому сила трения качения значительно меньше силы трения скольжения.
Сила трения качения пропорциональна силе реакции опоры:
Fтр. кач=mкачN
где mкач - коэффициент трения качения.
Коэффициент трения качения много меньше коэффициента трения скольжения:
mкач<<м
Например, для стального колеса железнодорожного вагона, движущегося по рельсам, mкач=0,001.
Это значение в 400 раз меньше соответствующего коэффициента трения скольжения (см. табл.). Тем не менее,
несмотря на малое значение mкач=0,01, потери мощности на трение автомобильной резины по бетону
(при скорости автомобиля, меньшей 40 км/ч) превосходят потери мощности на преодоление сопротивления
воздуха.